КАК
ПИСАТЬ ТЕЗИСЫ
Б.Яга
Для запева – «Жили-были дед да баба»
Просто «тезис» – это положение, выносимое на защиту (не обязательно в диссертации). Ясно, что это некое открытие. Но все старое мельчает и профанируется, а для чего-то столь же значительного новые поколения придумывают новые термины (со старым содержанием). Сейчас это гипотеза, теория, концепция и т.д. Я не имею ввиду действительное уточнение и трансформацию понятия в научный термин.
Затем тезисами считался перечень предложений-пропозиций, где каждая фраза – доказываемая идея или один из аргументов-предпосылок, ведущих к обобщающей идее.
Затем тезисы – просто конспект будущей статьи или предлагаемого для конференции доклада.
А
сейчас тезисы – кудахтанье курицы по
поводу зерна, которое может оказаться
просто мелкой соринкой.
Сама сказка (сейчас это называется «тело веб-страницы»)
Если пишется краткий текст (тезисы, материалы) по результатам экспериментального или эмпирического исследования, то ввиду крайне ограниченного объема (1-2 или 3-5 стр) следует соблюдать четкую схему.
Первый абзац – проблема:
– сфера, область исследования – «В …. известно, что….», «в … применяется понятие……», «Концепт …. такого-то (или в такой-то области) понимается как…» и прочие былинные запевы типа «Ой, ты гой еси, ….»;
– есть такая точка зрения ….
– но есть и ….. (что-то другое). Т.е. имеется противоречие
– или неясность содержания этого
– или вообще неизвестность эмпирического содержания этого
– или такие-то детерминанты этого явления еще не исследованы
– …
Тут
лучше бы имена (Фамилия с инициалами и
год) Если позволяет листаж, то следует
проявить эрудицию в литературе и исследованиях.
А также и в теориях, терминологии,
подходах, … насколько возможно по объему.
Второй абзац – собственно содержание:
– тема данного исследования: «Была поставлена проблема…», «Целью данного исследования…»;
– описание выборки (кто, сколько, по полу, по возрасту, контрольная выборка так же);
– методы или методики (наименование и цель её применения).
–
задача этого сообщения: «Рассмотрим такой-то
параметр (свойство, явление, в общем, кусок
вашей работы)»; это если вы честно
признаете, что работа большая, а здесь
вы просто описываете её маленький кусочек,
частный результат. Собственно, так оно
и есть за тем исключением, когда вы даете
уже общий итог. Но этот итог, глобальный
результат, излагается, как правило, все
же в ином жанре, который я опишу попозже.
Третий абзац – получены результаты:
Давать параллельно две цифры по одному параметру («доли высокоморальных лиц в экспериментальной и контрольной выборках соответствуют 23, 54% и 52, 37%», или «средняя по свойству «Красивость» в экспериментальной выборке – 27, 80 балла, а в контрольной – 4,52 б.»), чтобы сразу же в сравнении наглядно было видно, где этого больше, где меньше. А то насыпали кучу цифр от одной выборки, а потом другую кучу в стороне (в следующем абзаце) и хотите, чтобы читающий прыгал как блоха по вашему тексту, отыскивая родственную цифирку. А он этого делать не будет, он просто прекратит читать.
Отмечаете достоверность или недостоверность различий с указанием критерия и его числового значения (опять же если позволяет место). Тут же предлагается и возможная интерпретация, а желательно не одна, чтобы показать, что у исследователя нет однолинейного мышления в одной парадигме (что он знает не только умножение на 2, но и подозревает наличие умножения на 3). Тут же попытаться отсеять маловероятные интерпретации, привлекая дополнительные аргументы («Можно предположить, что …; но возможно и …. Но если учесть …., то второе предположение маловероятно»).
Пример:
«Дисперсия свойства «Красота» в мужской выборке значительно выше, чем в женской – 6, 32 против 1, 24 по методике «….». Это можно объяснить в биологически-системной парадигме Геодакяна (Геодакян В.А, 65, 89) – признак относится к дивергирующим параметрам и отражает общий принцип большей вариативности мужской популяции в сравнении с женской по свойствам, детерминированным неограниченно большим количеством влияющих факторов. Но можно предположить и чисто социально-оценочный механизм в гендерной парадигме – образ женщины обязательно включает в себя оценку по экстерьеру, а СМИ формируют его в очень узких рамках («Пышная блондинка с пластмассовыми ресницами и безразмерными губами»), в то время, как мужчине этот параметр атрибутируется в качестве второ- или третьестепенного, СМИ много реже задевают эту тему, а фольклор запечатлел это свойство в известной формуле («Чуть красивее гориллы уже Аполлон»). И известные исследования (ряд ссылок) подтверждают более высокую вероятность второй интерпретации. Кроме того, вторая трактовка убедительнее с теоретической точки зрения, поскольку «Красота» принадлежит к сугубо субъективным категориям, существующим только в сознании (коллективном или индивидуальном), поэтому принципы биологических систем (а принципы Геодакяна относятся именно к таковым) в данной сфере неприложимы».
Если
текстик маленький (на 1 стр), то хватит
и одной пары цифр. Если объем еще позволяет,
то несколько пар из нескольких тестов
или экспериментов, но обсуждающих одно
свойство (простое или сложное – это неважно,
это и есть тема вашего сообщения). В качестве
примера см. тезисы в Ананьевских чтениях
за 1997г. «Интеллект в генезе гомицида»
(на сайте www.belomestnovanina.narod.ru).
Далее следует красная черта – «Мораль сей басни такова»
Последний
абзац – кратко, в грубой форме, в полемическом
заострении (так, чтобы даже «ручники»
поняли), но в высокоумных выражениях подвести
итоговый вывод (или несколько).
Концевая завитушка
Ссылки на литературу обычно не позволяются (места мало), значит, это имена в тексте. А если это о-о-о-очень важная ссылка, где имеется предварительная тема или проблема, которая уж очень сильно бьет по нервам читающих и вызывает интеллектуальное возмущение, а то и гнев, или где имеется развернутое представление каких-то убойно нестандартных результатов, то дать в скобках полную библиографическую ссылку, чтобы читающий мог найти это сам.
А
вот если ссылки в конце позволяются, то
микробиблиография строго по делу – если
текстик на 3 стр, то и 2-5 источников; если
на 5-6 стр, то можно и подлиннее и т.д. Но
без политесу, пустых вежливостей, только
на то, что необходимо.
Одежка, по которой встречают.
И
вот тут-то в вашу светлую голову приходит
не банальное название текста типа «К
вопросу о …», «Роль того-то в том-то»,
«Взаимосвязи чего-то с чем-то», а краткое,
броское, эпатажное название в литературной
форме, в лозунге (или слогане, как это
сейчас называется), в метафоре, в речевом
штампе, парадоксально противоречащем
теме и пр. Цель его – задеть за живое,
возмутить, удивить, в крайнем случае,
зацепить глаз, причем не только профильных
специалистов, но и тех, кому это бы и не
в струю. Конечно, тут вы рискуете привлечь
скандальное внимание с последующими
побоями, но это ваше личностное решение.
Мораль
Вы
хотите не проявить свою терминологическую
эрудицию и ловкость жонглирования «измами»,
а донести до максимального количества
коллег свой научный результат в ИМ ПОНЯТНЫХ
СЛОВАХ и читабельных цифрах.
Истинные тезисы как оглавление или конспект будущей статьи пишутся иначе, тут обсуждается только предъявление экспериментального материала.