ПРОГРАММА
ПО ПСИХОЛОГИИ
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
19.00.01 – ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
19.00.05
– СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Утверждена на заседании кафедры психологии человека
1.03.2006 года, протокол № __
Зав. Кафедрой
_____________Панферов В.Н.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема 1. Душа и тело
Понятие о человеке: противоречивое единство телесного и психического; соотношение объектных и субъектных признаков.
Понятие о человеке-индивиде: телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков; социально-биологические признаки (пол, возраст, этничность).
Понятие о человеке-личности: социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков; определения личности; появление и проявление личности.
Понятие
о человеке-индивидуальности: основные
признаки; выражение индивидуальности
в объектных и субъектных признаках.
ТЕМА 2. Организм и психика
Телесная целостность организма и психики. Концепции их взаимодействия. Соматические свойств организма (биохимические, физиологические, анатомические) и трансформация соматических свойств в телесный габитус и психические свойства человека.
Основные
векторы психического взаимодействия
как основание для классификации психических
свойств. Интеграция психических свойств
и трансформация в психологические и духовные
качества личности.
ТЕМА 3.Функции психики
Имплицитные функции психики: нервно-психологические основания и психофизиологические механизмы. Гностические, аффективные, регуляторные функции: роль во взаимодействии человека с внешним миром и их трансформации.
Эксплицитные функции как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в его взаимодействии с внешним миром, а также субъектной индетерминации психической деятельности; виды трансформации: психологическая, социопсихологическая, социальная, личностная.
Коммуникативные функции: средство коммуникации человека с миром вещей и людей; виды трансформации.
Информационные функции: соединенность информационных и коммуникативных процессов; знак и значение; процесс и средства передачи-приема сообщений; виды трансформации.
Когнитивные функции: проявление субъективности через осмысленность, апперцептивность, личностный смысл; особенности познавательной деятельности; виды трансформации.
Эмотивные функции: субъективность аффективно-отношенческого реагирования на объекты взаимодействия и ее психофизиологические основания; виды трансформации.
Конативные функции: проявление субъективной направленности в мотивационной сфере психики; виды трансформаций.
Креативные
функции: проявление творческого потенциала;
интегративная роль креативных функций;
виды трансформаций.
Тема 4. Структура психики
Аналитические основания структуры психики, Взаимодействие человека с явлениями его внутреннего и внешнего мира как основание интегративной модели психической деятельности. Психические свойства как первичные элементы психической организации человека. Психические образования как интегративные компоненты структуры психики.
Классификация структурных компонентов психики: общие, особенные и единичные психические образования; обобщенная модель структурной организации психики.
Структурная организация психики в процессе интериоризации: интериоризация как усвоение внешнего действия в виде приобретенного качества структурной организации человека, как ассимиляция внешних воздействий и трансформация психических образований. Строение психической организации человека в процессе интериоризации.
Структурная
организация психики в процессе экстериоризации:
экстериоризация как процесс материализации
внутреннего психического потенциала
в различных формах субъектной активности
человека, как проявление и трансформация
психологических особенностей субъекта.
Структурная композиция субъектных оснований
«Я» в процессе экстериоризации.
ТЕМА 5. Формы проявления психического
Проявление психического в телесных движениях человека: движение как материализация психической активности; свойства движений.
Проявление психического во внешнем облике человека: внешний облик как язык психологического общения; знаковые функции элементов и компонентов; психологическое содержание особенностей внешнего облика.
Проявление психического в предметных действиях и деятельности человека: психологическое содержание действий; трансформация действий в предметно-практическую и психологическую деятельность.
Проявление психического в поступках и поведении человека: поступок как форма проявления отношения человека к предметам и участникам взаимодействия; трансформация поступков в поведении человека; поведение как шаблонная форма пространственно-временного проявления субъектного потенциала человека в стилевых особенностях его взаимодействия с миром вещей и людей.
Феноменология психических образов: их идеальная природа как «вещи в себе»; психические образы как феномены психической деятельности человека (представления об объектах, знания, идеи, сны); представления в образах ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения; знания, идеи и сновидения; материализация психических образов как «вещи для других».
Познание
психологии человека: психология человека
как явление психической организации
и как предмет обыденного и научного познания.
ТЕМА 6. Преобразования человека и психики
Эволюционные и культурно-исторические преобразования: эволюционные изменения (морфогенез нервной системы, психогенез отражения, антропо- и социогенез; гендерная, этническая, возрастная социализация); культурно-исторические преобразования (субъектность человека в орудийно-производственной, сигнально-коммуникативной, знаково-информационной, общественно-управленческой деятельности).
Индивидуальные
преобразования (соматические, духовные,
деятельностные, социально-психологические,
психологические); гетерохронность и неравномерность,
целостность и фрагментарность преобразований;
сензитивные периоды; человек самотворящий.
ТЕМА 7. Интегративные психические образования
Мотивационные психические образования, побуждающие человека к деятельности. Функции, механизмы формирования, психологические компоненты (феномены): потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения. Ассимиляция мотивационных образований в качества личности.
Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма. Функции, формы проявления: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация. Ассимиляция аффективных образований в качества личности.
Психодинамические психические образования: темперамент как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Жизненное предназначение темперамента. Исторические и современные подходы к его пониманию. Свойства темперамента. Ассимиляция психодинамических образований в качествах личности.
Регуляторные психические образования. Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Назначение, физиологические механизмы саморегуляции. Компоненты саморегуляции (мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный). Воля и внимание как особые регуляторные образования. Ассимиляция регуляторных образований в качествах личности.
Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внутренней и внешней среды организма; их функции. Ощущение и восприятие как особые сенсорно-перцептивные образования. Ассимиляция сенсорно-перцептивных образований в качествах личности.
Мнемические психические образования. Память как средство запечатления, сохранения и актуализации следов воздействия внешнего мира на человека. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти, ее основные процессы. Представления как форма актуализации перцептивных образов, основные свойства. Ассимиляция мнемических образований в качествах личности.
Интеллектуальные психические образования. Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций. Структурный и факторный подходы к пониманию интеллекта. Вербальный, невербальный, социальный интеллект. Этапы формирования интеллекта (Ж Пиаже). Процессы интеллектуальной деятельности (решение проблемных ситуаций, творчество). Жизненные функции интеллекта. Мышление и воображение как особые интеллектуальные образования. Когнитивный стиль как интегративная характеристика познавательной сферы и проявление личностной организации. Ассимиляция интеллектуальных образований в качествах личности.
Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов. Понятие о сознании, его основные свойства, состояния, процессы; основные феномены, формы материализации. Картина мира и Я-концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Ассимиляция рефлексивных образований в качествах личности.
Психомоторные психические образования как единство органов чувств и средств действенной активности человека. Роль в становлении психических процессов. Виды психомоторных образований. Координированность и раскрепощенность. Схема тела и ее отражение в пространственно-временных характеристиках внешней среды. Ассимиляция психомоторных образований в качествах личности.
Креативные психические образования как проявлений преобразовательной деятельности. Природа, истоки, предназначение творчества. Способности как качественное проявление психических возможностей; задатки и их реализация. Факторы креативности. Одаренность как высшая интеграция задатков и способностей. Ассимиляция креативных образований в качествах личности.
Коммуникативно-речевые психические образования как социально-психологический компонент в структуре психики. Жизненное предназначение. Язык и речь как основные феномены коммуникативно-речевых образований. Функции и виды речи. Коммуникативно-речевой потенциал личности. Ассимиляция психических образований в качествах личности.
Нравственные
психические образования как отражение
системы отношений человека к людям и
другим объектам внешнего мира; их функции.
Отношения как содержательная характеристика
взаимодействия человека с физической
и социальной средой. Общественные и мотивационные
отношения как феномены нравственных
образований Ассимиляция системы отношений
в качествах личности.
ЛИТЕРАТУРА
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА 1. История и методология социальной психологии
Место социальной психологии в системе научного знания. Связь социальной психологии с психологией и социологией. Предмет социальной психологии и его историческое изменение. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии.
История
развития социальной психологии. Первые
социально-психологические концепции:
психология народов, психология масс,
теория инстинктов социального поведения.
Оформление социальной психологии в экспериментальную
науку. Современное состояние и развитие
социальной психологии в России.
ТЕМА 2. Социальная психология личности
Понятие социализации. Стадии социализации. Институты социализации. Основные и второстепенные институты социализации.
Понятие социальной установки, ее функции, структура, способы измерения. Социальная установка и поведение. Диспозиции личности.
«Я» - концепция, ее структура, функции, возрастные этапы становления. Личность в группе и ее характеристики. Понятие социальной роли. Классификация социальных ролей. Ролевая структура личности. Виды статусов личности. Понятие социального контроля. Взаимовлияния личности и группы.
Психология
социального познания: основные понятия
и теории.
ТЕМА 3. Социальная психология групп
Понятие группы, признаки групп. Виды групп. Малая группа: этапы развития, теоретические подходы. Социально-психологические характеристики малой группы. Структура малой группы, нормативное влияние в малой группе. Межличностные отношения в групповом процессе: совместимость, межличностный конфликт.
Лидерство в малой группе. Теоретические подходы к изучению лидерства в психологии. Методы выявления лидера в группе. Функция, динамика и стиль лидерства. Руководство как социально-психологический феномен.
Межгрупповое
взаимодействие, теоретические подходы.
Феномены межгруппового взаимодействия.
Исследования межгруппового взаимодействия
в зарубежной и отечественной психологии. Межгрупповые
конфликты.
ТЕМА 4. Психология общения
Понятие общения, его виды, функции, уровни. Структура общения в различных концепциях. Социальная перцепция: понятие, механизмы, эффекты, способы оптимизации.
Социально-психологическое
воздействие, его структура (субъект, объект,
механизмы). Социально-психологические
способы воздействия: заражение, внушение,
подражание и убеждение. Общение в детстве
и его роль в формировании коммуникативных
способностей. Педагогическое общение.
Коммуникативная компетентность. Оптимизация
коммуникативного процесса.
ТЕМА 5. Прикладная социальная психология
Основные
направления прикладной социальной психологии:
организационная психология, политическая
психология, этническая психология, психология
массовых коммуникаций и рекламы, психология
семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА.