ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ  

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

19.00.01 – ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

19.00.05 – СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
 
 
 
 
 
 

Утверждена на заседании кафедры психологии человека

1.03.2006 года, протокол № __

Зав. Кафедрой _____________Панферов В.Н.   
 
 

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Тема 1. Душа и тело

     Понятие о человеке: противоречивое единство телесного и психического; соотношение объектных и субъектных признаков.

     Понятие о человеке-индивиде: телесно-психическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков; социально-биологические признаки (пол, возраст, этничность).

     Понятие о человеке-личности: социально-психологическое взаимовлияние объектных и субъектных признаков; определения личности; появление и проявление личности.

     Понятие о человеке-индивидуальности: основные признаки; выражение индивидуальности в объектных и субъектных признаках. 

     ТЕМА 2. Организм и психика

     Телесная целостность организма и психики. Концепции их взаимодействия. Соматические свойств организма (биохимические, физиологические, анатомические) и трансформация соматических свойств в телесный габитус и психические свойства человека.

     Основные векторы психического взаимодействия как основание для классификации психических свойств. Интеграция психических свойств и трансформация в психологические и духовные качества личности. 

     ТЕМА 3.Функции психики

     Имплицитные функции психики: нервно-психологические основания и психофизиологические механизмы. Гностические, аффективные, регуляторные функции: роль во взаимодействии человека с внешним миром и их трансформации.

     Эксплицитные функции как результат трансформации телесно-психического потенциала человека в его взаимодействии с внешним миром, а также субъектной индетерминации психической деятельности; виды трансформации: психологическая, социопсихологическая, социальная, личностная.

     Коммуникативные функции: средство коммуникации человека с миром вещей и людей; виды трансформации.

     Информационные функции: соединенность информационных и коммуникативных процессов; знак и значение; процесс и средства передачи-приема сообщений; виды трансформации.

     Когнитивные функции: проявление субъективности через осмысленность, апперцептивность, личностный смысл; особенности познавательной деятельности; виды трансформации.

     Эмотивные функции: субъективность аффективно-отношенческого реагирования на объекты взаимодействия и ее психофизиологические основания; виды трансформации.

     Конативные функции: проявление субъективной направленности в мотивационной сфере психики; виды трансформаций.

     Креативные функции: проявление творческого потенциала; интегративная роль креативных функций; виды трансформаций. 
 
 

     Тема 4. Структура психики

     Аналитические основания структуры психики, Взаимодействие человека с явлениями его внутреннего и внешнего мира как основание интегративной модели психической деятельности. Психические свойства как первичные элементы психической организации человека. Психические образования как интегративные компоненты структуры психики.

     Классификация структурных компонентов психики: общие, особенные и единичные психические образования; обобщенная модель структурной организации психики.

     Структурная организация психики в процессе интериоризации: интериоризация как усвоение внешнего действия в виде приобретенного качества структурной организации человека, как ассимиляция внешних воздействий и трансформация психических образований. Строение психической организации человека в процессе интериоризации.

     Структурная организация психики в процессе экстериоризации: экстериоризация как процесс материализации внутреннего психического потенциала в различных формах субъектной активности человека, как проявление и трансформация психологических особенностей субъекта. Структурная композиция субъектных оснований «Я» в процессе экстериоризации. 

     ТЕМА 5. Формы проявления психического

     Проявление психического в телесных движениях человека: движение как материализация психической активности; свойства движений.

     Проявление психического во внешнем облике человека: внешний облик как язык психологического общения; знаковые функции элементов и компонентов; психологическое содержание особенностей внешнего облика.

     Проявление психического в предметных действиях и деятельности человека: психологическое содержание действий; трансформация действий в предметно-практическую и психологическую деятельность.

     Проявление психического в поступках и поведении человека: поступок как форма проявления отношения человека к предметам и участникам взаимодействия; трансформация поступков в поведении человека; поведение как шаблонная форма пространственно-временного проявления субъектного потенциала человека в стилевых особенностях его взаимодействия с миром вещей и людей.

     Феноменология психических образов: их идеальная природа как «вещи в себе»; психические образы как феномены психической деятельности человека (представления об объектах, знания, идеи, сны); представления в образах ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения; знания, идеи и сновидения; материализация психических образов как «вещи для других».

     Познание психологии человека: психология человека как явление психической организации и как предмет обыденного и научного познания. 

     ТЕМА 6. Преобразования человека и психики

     Эволюционные и культурно-исторические преобразования: эволюционные изменения (морфогенез нервной системы, психогенез отражения, антропо- и социогенез; гендерная, этническая, возрастная социализация); культурно-исторические преобразования (субъектность человека в орудийно-производственной, сигнально-коммуникативной, знаково-информационной, общественно-управленческой деятельности).

     Индивидуальные преобразования (соматические, духовные, деятельностные, социально-психологические, психологические); гетерохронность и неравномерность, целостность и фрагментарность преобразований; сензитивные периоды; человек самотворящий. 

     ТЕМА 7. Интегративные психические образования

     Мотивационные психические образования, побуждающие человека к деятельности. Функции, механизмы формирования, психологические компоненты (феномены): потребности, мотивы, влечения, желания, склонности, интересы, намерения. Ассимиляция мотивационных образований в качества личности.

     Аффективные психические образования как отражение в форме переживаний субъективной значимости и оценки внешней и внутренней среды организма. Функции, формы проявления: эмоциональные реакции, чувства, настроение, аффект, стресс, фрустрация. Ассимиляция аффективных образований в качества личности.

     Психодинамические психические образования: темперамент  как интегративное психическое образование нейродинамических и психодинамических свойств. Жизненное предназначение темперамента. Исторические и современные подходы к его пониманию. Свойства темперамента. Ассимиляция психодинамических образований в качествах личности.

     Регуляторные психические образования. Саморегуляция и самоконтроль как осознание и оценка субъектом собственных состояний, психической и предметной деятельности. Назначение, физиологические механизмы саморегуляции. Компоненты саморегуляции (мотивационный, эмоциональный, интеллектуальный). Воля и внимание как особые регуляторные образования. Ассимиляция регуляторных образований в качествах личности.

     Сенсорно-перцептивные психические образования как конкретно-чувственный уровень отражения внутренней и внешней среды организма; их функции. Ощущение и восприятие как особые сенсорно-перцептивные образования. Ассимиляция сенсорно-перцептивных образований в качествах личности.

     Мнемические психические образования. Память как средство запечатления, сохранения и актуализации следов воздействия внешнего мира на человека. Жизненное предназначение памяти. Виды памяти, ее основные процессы. Представления как форма актуализации перцептивных образов, основные свойства. Ассимиляция мнемических образований в качествах личности.

     Интеллектуальные психические образования. Интеллект как целостная форма проявления высших психических функций. Структурный и факторный подходы к пониманию интеллекта. Вербальный, невербальный, социальный интеллект. Этапы формирования интеллекта (Ж Пиаже). Процессы интеллектуальной деятельности (решение проблемных ситуаций, творчество). Жизненные функции интеллекта.  Мышление и воображение как особые интеллектуальные образования. Когнитивный стиль как интегративная характеристика познавательной сферы и проявление личностной организации. Ассимиляция интеллектуальных образований в качествах личности.

     Рефлексивные психические образования как результат трансформации психорефлексивных процессов. Понятие о сознании, его основные свойства, состояния, процессы; основные феномены, формы материализации. Картина мира и Я-концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Ассимиляция рефлексивных образований в качествах личности.

     Психомоторные психические образования как единство органов чувств и средств действенной активности человека. Роль в становлении психических процессов. Виды психомоторных образований. Координированность и раскрепощенность. Схема тела и ее отражение в пространственно-временных характеристиках внешней среды. Ассимиляция психомоторных образований в качествах личности.

     Креативные психические образования как проявлений преобразовательной деятельности. Природа, истоки, предназначение творчества. Способности как качественное проявление психических возможностей; задатки и их реализация. Факторы креативности. Одаренность как высшая интеграция задатков и способностей. Ассимиляция креативных образований в качествах личности.

     Коммуникативно-речевые психические образования как социально-психологический компонент в структуре психики. Жизненное предназначение. Язык и речь как основные феномены коммуникативно-речевых образований. Функции  и виды речи. Коммуникативно-речевой потенциал личности. Ассимиляция психических образований в качествах личности.

     Нравственные психические образования как отражение системы отношений человека к людям и другим объектам внешнего мира; их функции. Отношения как содержательная характеристика взаимодействия человека с физической и социальной средой. Общественные и мотивационные отношения как феномены нравственных образований Ассимиляция системы отношений  в качествах личности. 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  4. Братусь Б.С. Психология, нравственность, культура. – М., 1994.
  5. Веккер Л.М. Психика и реальность. – М., 1998.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.
  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1999.
  8. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. – Ростов-на-Дону, 1994.
  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999.
  10. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – СПб., 2006.
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.
  12. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000.
  13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
  14. Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997.
  15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
  16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.
  17. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
  18. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  19. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая наука в СССР. – М., 1962.
  20. Немов Р.С. Психология. Книга 1,2. – М., 1994.
  21. Панферов В.Н. Психология человека. – СПб, 2000.
  22. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 1966.
  23. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 1998.
  25. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М., 1961.
  26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
  27. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985.
  28. Тих Н.А. Предыстория общества.  – Л., 1970.

 

      РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА 1. История и методология социальной психологии

     Место социальной психологии в системе научного знания. Связь социальной психологии с психологией и социологией. Предмет социальной психологии и его историческое изменение. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Современные представления о предмете социальной психологии.

     История развития социальной психологии. Первые социально-психологические концепции: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку. Современное состояние и развитие социальной психологии в России. 

ТЕМА 2. Социальная психология личности

     Понятие социализации. Стадии социализации. Институты социализации. Основные и второстепенные институты социализации.

     Понятие социальной установки, ее функции, структура, способы измерения. Социальная установка и поведение. Диспозиции личности.

     «Я» - концепция, ее структура, функции, возрастные этапы становления. Личность в группе и ее характеристики. Понятие социальной роли. Классификация социальных ролей. Ролевая структура личности. Виды статусов личности. Понятие социального контроля. Взаимовлияния личности и группы.

     Психология социального познания: основные понятия и теории. 

ТЕМА 3. Социальная психология групп

     Понятие группы, признаки групп. Виды групп. Малая группа: этапы развития, теоретические подходы. Социально-психологические характеристики малой группы. Структура малой группы, нормативное влияние в малой группе. Межличностные отношения в групповом процессе: совместимость, межличностный конфликт.

     Лидерство в малой группе. Теоретические подходы к изучению лидерства в психологии. Методы выявления лидера в группе. Функция, динамика и стиль лидерства. Руководство как социально-психологический феномен.

     Межгрупповое взаимодействие, теоретические подходы. Феномены межгруппового взаимодействия. Исследования межгруппового взаимодействия в зарубежной и отечественной психологии. Межгрупповые конфликты. 

ТЕМА 4. Психология общения

     Понятие общения, его виды, функции, уровни. Структура общения в различных концепциях. Социальная перцепция: понятие, механизмы, эффекты, способы оптимизации.

     Социально-психологическое воздействие, его структура (субъект, объект, механизмы). Социально-психологические способы воздействия: заражение, внушение, подражание и убеждение. Общение в детстве и его роль в формировании коммуникативных способностей. Педагогическое общение. Коммуникативная компетентность. Оптимизация коммуникативного процесса.  
 
 

ТЕМА 5. Прикладная социальная психология

      Основные направления прикладной социальной психологии: организационная психология, политическая психология, этническая психология, психология массовых коммуникаций и рекламы, психология семейных отношений. 

     ЛИТЕРАТУРА.

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.,1990.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.
  4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998.
  5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
  6. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.,1986.
  7. Коллектив. Личность. Общение. (Словарь социально-психологических  понятий) / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.,1987.
  8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000.
  9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.
  10. Майерс Д. Социальная психология.  СПб., 1997.
  11. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека.    М.,1987.
  12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 2003.
  13. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989.
  14. Почебут Л.Г., Чикер В.В. Индустриальная социальная психология. СПб, 1997.
  15. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М. 1999.
  16. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003.
  17. Социальная психология в трудах  отечественных психологов / Сост. А.Л.Свенцицкий. СПб., 2000.
  1. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М., 1999.
  1. Социальная психология: учебное пособие/Отв. Ред.А.Л.Журавлев. М, 2002.
  1. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. М., 2001.
Hosted by uCoz