ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

для кандидатского экзамена по специальности

19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Утверждена на заседании

кафедры психологии человека

от 28.10.2009 г.

Протокол № 5

Зав. кафедрой ___________/Панферов В.Н.



ТЕМА 1

Психическая организация человека


Телесная и психическая организация человека. Объектные и субъектные признаки человека. Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Организм и психика. Соматические свойства человека. Психические свойства человека.

Функции психики: имплицитные, эксплицитные, коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные.

Структура психики. Аналитические основания структуры психики. Классификация структурных компонентов психики. Структурная организация психики в процессе интериоризации. Структурная организация психики в процессе экстериоризации.

Формы проявления психического. Проявление психического в телесных движениях человека, в его внешнем облике, в предметных действиях и деятельности, в поступках и поведении.

ТЕМА 2

Методология и методы психологии

Актуальные проблемы методологии науки. Научные парадигмы в психологии. Образы современной психологии. Академическая, прикладная и практическая психология.

Методологические принципы психологии. Классификационные схемы методов академической психологии. Наблюдение и эксперимент. Тестирование как метод психологического исследования. Праксиметрические методы. Коммуникативные методы. Психосемантические методы. Метод беседы. Биографический метод. Методы практической психологии. Методы прикладной психологии.

ТЕМА 3

История психологии

Психологические идеи античности. Психологические идеи Средневековья. Психологические идеи Возрождения. Становление и развитие эмпирической психологии. Психологические идеи в немецкой классической философии. Психологические идеи в отечественных религиозно-философских учениях. Развитие психологии на рубеже XIX и XX веков. Основные современные психологические направления: поведенческие подходы, бихевиоризм, ортодоксальный и гуманистический психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная психология, ситуационный подход, экзистенциальная психология, гештальтпсихология, психосинтетические подходы, деятельностный подход, психология установки, психология отношений, психология индивидуальности, психология бытия, духовная психология.

ТЕМА 4

Специфика человека как личности


Современное состояние науки о личности. Личность как интегративный психологический феномен проявления человека в жизнедеятельности. Системообразующая и регуляторная функции личности. Соотношения понятия «личность» с другими базовыми категориями психологии. Личность в художественной литературе.

Проблемы психологии личности: направленность личности, соотношение внутрипсихической организации и внешнего мира человека, развитие личности, норма и патология личности, познание личности, психологическая помощь, типология личности. Проблема внутреннего содержания личности. Категории «внутренний мир», «духовность». Понятие об источнике и принципе внутрипсихической организации личности.

Категория «мир» в психологии. Внутренний и внешний мир человека: внешний мир – все, что находится вне человека, внутренний мир – совокупность психологических образований (Слободчиков В.И., Исаев В.И.). Субъективность как выражение сути внутреннего мира человека и его родовой специфики.

Внешняя реализация внутрипсихической организации личности как способ реализации человека в процессе жизни. Его механизмы и препятствия. Защитные механизмы и совладающее поведение. Категории деятельности, поведения, поступка в контексте проблемы. Устойчивость и регуляция поведения. Структура поступка. «Стратегия жизни» (К.А. Абульханова-Славская), «техники бытия» (Х.Томэ), стратегии поведения в жизненных ситуациях. Классификации «стратегий» и «техник».Поступок как личностная категория, позволяющая выявить специфику личности в культурах разных исторических эпох.

Проблема индивидуальных различий и типология личности. Тип личности как характеристика ее «периферии» (С.Мадди). Соотношение типов и черт личности. Идея типов как уровней зрелости, различно понимаемой в рамках того или иного подхода к личности.

Теоретические модели личности. Соотношение гносеологического и онтологического подходов к личности.

ТЕМА 5

Понятие направленности в психологии

Направленность как устойчиво доминирующая мотивационная установка. Системообразующая роль направленности в становлении личности: направленность как важнейшая характеристика личности, определяющая значимость явлений внутреннего и внешнего мира. Жизненные сферы (сферы жизнедеятельности) и их значимость для личности. Жизненные ориентации, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, субъект-объектные ориентации, жизненное предназначение, жизненная цель, жизненная задача.

Жизненная задача личности и осуществляющийся при ее принятии жизненный выбор. Способ жизнедеятельности и жизненная позиция. Философские и социологические подходы к направленности. Зависимость совершенства и зрелости личности от осознанности жизненной задачи и ее близости к истинному предназначению человека.

ТЕМА 6

Жизненный путь

Жизненная проблематика в психологии: отечественные традиции онтологического подхода к пониманию человека, зарубежная экзистенциальная психология, теории развития личности на протяжении всей жизни, психология жизненного пути, «психология бытия», психология времени личности, психология автобиографической памяти, психологические исследования судьбы человека.

Жизненный путь как история становления и развития личности. Жизненное событие как единица анализа жизненного пути. Многоплановость, разнонаправленность, преходящесть феноменов жизненного пути, сложность его изучения. Биографический и событийно-биографический подходы. Психологическое время как переживание событийной организации жизненного пути. Временная перспектива.

Становление субъекта жизнедеятельности как предпосылка становления личности. Связь категории нравственности с содержательными критериями личности. Личностный прогресс как стремление преодолеть субъект-объектное противостояние.

Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях и их роль в определении направления реализации внутреннего потенциала. – Компоненты субъект-объектных ориентаций. Одно- и двухмерная их типология.

ТЕМА 7

Я-концепция

Рефлексивные психические образования. Картина мира и Я-концепция как базовые компоненты индивидуального сознания. Картина мира как отражение физических связей и социальных отношений человека. Картина мира как образ, метафора, система смысловых конструктов. Я-концепция как целостное образование, интегрирующее множество образов Я. Я-концепция как результат самопознания, рефлексии. Самооценка и самопринятие. Стадиальность развития самосознания. Телесная идентификация по полу и физическому облику. Личностная идентичность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.
  2. Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 2002.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  4. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. – М., 1986.
  5. Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика. – СПб., 2008.
  6. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. – СПб., 2004.
  7. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб., 2004.
  8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб.: Речь, 2002.
  9. Панферов В.Н. Практическая психология – наука ХХI века. – СПб., 2001.
  10. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб., 2009.
  11. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб., 2001.
  12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.
  13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1994.